ASA - производитель снаряжения для парапланерного спорта. Парапланы, запасные парашюты,
подвесные системы, парамоторы, комбинезоны, шлемы, приборы, литература. А также школа, где мы вас научим летать.
ASA — производитель снаряжения для парапланерного спорта
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50 140180, г. Жуковский ул. Туполева д. 2

Введение в параглайдинг

Еще о поворотах

Во время тренировок, летя на полной скорости, когда вы хотели повернуть, вы просто тянули ручку управления с этой стороны, ждали пока параплан повернет и опять поднимали ручку. Это просто, и это работает. Вы могли заметить, что на резких поворотах вас немного бросало в сторону и вы теряли высоту быстрее, чем при полете по прямой. В дальнейших полетах, уже обладая опытом, чтобы использовать все возможности вашего параплана, руки держат не все время вверху, а, преимущественно, на уровне плеч. Это дает меньшую скорость, лучший угол планирования и минимальное снижение. Чтобы сделать поворот, вам нужно создать разницу в положении управляющих ручек. Этого можно достичь путем: приведения одной руки чуть ниже, поднятия одной руки чуть выше, поднятия одной руки и опускания другой, или оставления одной руки в покое, поднятия второй руки так высоко, как она пойдет.

Вы будете всегда на поворотах терять высоту больше, чем на прямых участках полета, но вы потеряете меньше высоты на мягких плавных поворотах, чем на крутых. Лучший вариант поворота, когда одна рука внизу, примерно на уровне груди, и вы выполняете поворот осторожно, сохраняя купол хорошо наполненным воздухом с помощью второй руки, расположенной где-то на уровне уха. Гладкий правильный поворот сохраняет высоту в становится более важным, когда идет выполнение серии плоских фигур типа восьмерок во время парения над гребнем и еще более важным при кружения в термальном потоке.

Теперь посмотрим внимательнее на так называемую центробежную силу. Эта сила в повороте пытается отбросить вас в сторону. На велосипеде она заставляет вас наклоняться при повороте, так чтобы вас не выбросило наружу. В самолете, делающем мертвую петлю правильно, она вдавливает пилота в кресло, даже когда самолет расположен кверху ногами. Вы также могли пробовать крутить в вертикальной плоскости ведерко с водой на веревке; даже когда оно наверху, вода не выливается. Происхождение силы легко объяснить: В какойто заданный момент тело в точке "А", движущееся по кругу, можно представить как тело, движущееся по-прямой вдоль стрелки "А". В следующий момент оно находится в точке "В", двигаясь по направлению "В". Если бы его отпустили в точке "А", оно бы продвинулось прямо вперед и попало бы в точку "С" вместо точки "В". Это веревка от ведра или управление самолета заставляют тело двигаться по кругу, но за счет силы сопротивления, тянущей наружу - центробежной силы. Под парапланом на любом, кроме самых широких поворотов, центробежная сила будет отклонять вас в сторону. При хорошо сбалансированном повороте все силы уравновесят друг друга. Ваш вес действует вниз, центробежная сила - вбок, результирующая сила, превышающая ваш вес, уравновешивается подъемной силой купола.

Предупреждение: заметьте, что результирующая сила больше вашего веса. Чем круче поворот, тем больше эта результирующая сила. Вы заметите это в полете: ваше тело как бы тяжелеет и увеличивается напряжение в сиденье и на стропы. Ваш параплан теперь несет больший груз, И ОН МОЖЕТ СХЛОПНУТЬСЯ ПРИ БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ!

Есть еще дополнительная причина, по которой быстрый разворот по малому радиусу может быть опасен - складывание вашего крыла на внутренней стороне разворота. Представьте, что вы поворачиваете вокруг точки "А". Внутренний край крыла вращается на расстоянии "Б" от этого центра. А внешний край вращается на расстоянии "С", которое есть "Б" плюс размах вашего параплана. Поэтому внешний край вращается быстрее, чем внутренний. Чем меньше круг, тем больше разница этих двух скоростей. Если внутренний край замедлился до критической скорости схлопывания, он схлопнется, из него выйдет воздух, и он сложится. Ваш разворот станет еще более резким и быстрым, вы начнете вращаться и терять высоту с пугающей скоростью. То, что нужно сделать - это прежде всего прекратить разворот, потянув противоположную ручку управления, отпуская внутреннюю. Когда вращение прекратилось, сложившаяся сторона вашего крыла может вновь наполниться воздухом сама. Если нет, помогите ей несколькими рывками управляющей стропы с этой стороны.

Плохая ошибка во время штопора - тянуть обе управляющие стропы вниз. Вы просто хлопнете оставшуюся часть крыла. Так же плохо (если не хуже) тянуть внутреннюю управляющую стропу: это не поможет наполнить воздухом край крыла, а только ускорит вращение. Здесь, как и в любом случае, простой и стабильный учебный параплан сам выйдет из штопора и наполнится сам, если вы просто отпустите управляющие стропы. Более серьезный спортивный параплан из-за большего размаха с большей вероятностью попадет в штопор и может потребовать вашей помощи, чтобы выйти из него. С любым парапланом волшебное слово - это ПРАКТИКА. Начните с широких плавных поворотов. Уменьшайте их размер потихоньку, осторожно, на достаточной высоте. Наблюдайте за куполом, как ястреб. В момент, когда вы видите малейшую рябь на внутреннем крае или слышите шуршание ткани с этой стороны, ваш параплан готов совершить все то, что мы сейчас описали. Прекратите поворот сразу же или сделайте его шире. В дальнейшем мы будем говорить о перенаполнении параплана воздухом в том случае, когда он, или его часть, складывается. Бывают случаи, когда это происходит в силу обстоятельств, не зависящих от вас, но вы сами никогда не должны быть причиной этого.

Полеты выше и дальше: парение над грядой

Во время планирования в спокойном воздухе ваш учебный параплан теряет около двух метров высоты в секунду. Но если вся масса воздуха, в котором вы снижаетесь со скоростью 2 м/сек по отношению к воздуху же, могла бы подниматься вверх со скоростью 3 м/сек, вы могли бы набирать один метр высоты за секунду по отношению к земле. Это шестьдесят метров в минуту, как в лифте, идущем наверх, только под парапланом вы удобно сидите и наслаждаетесь открывающимся видом! Вполне возможно, что вы уже испытывали подобное в короткий промежуток времени сразу после взлета с холма, когда ветер дул вверх по склону, и, может быть, вам даже удавалось подняться выше точки взлета. Потом "подъем" прекращался и вы продолжали нормальный полет со снижением и приземлением у подножия холма. Этот восходящий поток около вершины гребня, когда ветер дует вверх вдоль склона, можно использовать для того, чтобы оставаться в воздухе длительное время. Это довольно просто, и, как только вы этому научились, любой риск даже в полете вдоль высокого крутого обрыва становится легко понятен и избегаем.

В данном случае происходит следующее. Когда ветер, весело дующий вдоль плоскости, сталкивается с гребнем, он должен подняться вверх вдоль склона, прежде чем сможет опять дуть горизонтально. Поэтому перед самым гребнем он дует не только вперед, но также и вверх. Используя сухой технический язык можно сказать, что скорость ветра перед гребнем раскладывается на горизонтальную и вертикальную компоненты. Нас интере-сует вертикальная компонента. Если она больше скорости снижения нашего параплана, тогда вместо снижения по отношению к земле мы будем подниматься.

Увы! Как и радость любви в одной старинной французской песенке, она длится всего лишь миг. Полоска поднимающегося воздуха перед гребнем довольно узка, и, летя прямо, мы скоро выходим из нее. Фокус в том, чтобы остаться в восходящем потоке за счет поворотов в сторону и парения вдоль гребня. Вам даже не надо делать полный поворот на 90 градусов, потому что тогда ветер заставит вас дрейфовать через гребень. Вы поворачиваете только до тех пор, пока вас не сносит ветром перед гребнем и параллельно ему, и смотрите вперед, немного в сторону от гребня. По отношению к воздуху ваше движение направлено несколько от гребня. Его можно разделить на две составляющих: движение вдоль гребня и дрейф от него. Но, если горизонтальная компонента ветра к гребню уничтожает ваш дрейф, вы будете лететь вдоль гребня, не удаляясь и не приближаясь к нему. Это потрясающее чувство, сначала даже немного жуткое: невидимая и мощная сила природы устремляет вас вверх высоко над землей, часто на ту же высоту, что и высота гребня. После этого ветер "выпрямляется" и подъем постепенно прекращается, определяя тем самым предел набора высоты при парении над гребнем.

Выдерживать правильное направление легко. Просто, сразу после взлета, летите прямо вперед; как только почувствуете подъем, поверните в сторону немного меньше, чем на 90 градусов. Теперь ждите и наблюдайте за гребнем. Если вы дрейфуете от него, поверните немного к нему. Если, наоборот, вы дрейфуете в сторону гребня, поверните немного от него. Повторите это, если необходимо, пока вы не будете лететь, параллельно гребню, не подтягиваясь к нему и не дрейфуя прочь от него. Через некоторое время гребель кончится, или сменит форму, или ориентацию и подъем уменьшится, либо исчезнет. Время поворачивать назад и лететь тем же путем, который был пройден, может быть, продолжая полет и за точку взлета, если гребень имеет протяженность в ту сторону. Во время парения над гребнем всегда выполняйте развороты от гребня в сторону ветра и в сторону более низкого участка земли.

НИКОГДА. НИКОГДА. НИКОГДА. НИКОГДА, НИКОГДА ("Король Лир", акт V. сцена Ш) НЕ ПОВОРАЧИВАЙТЕСЬ СПИНОЙ К ВЕТРУ ОКОЛО ГРЕБНЯ!!!

Легко понятъ, почему. Если вы сделаете это, вы будете двигаться к гребню с вашей полетной скоростью около 25 км/ч плюс скорость ветра, возможно, такая же. Это скорость относительно земли в 50 км/ч. Если вы переоценили свою высоту, или потеряли часть высоты, или влетели в турбулентность, о которой чуть позже, - и помните, что вы теряете больше высоты на поворотах, - вы врежетесь в гребень на этой скорости, и у вас будет мало шансов остаться неповрежденным. Если склон мягкий и травянистый, это все равно может быть серьезной катастрофой. А если это крутой скалистый обрыв, вы можете погибнуть мгновенно или тяжело раненный, останетесь подвешенным в середине на обрыве, пока вам смогут организовать спасение по высшему горному стандарту, возможно, включая вертолет.

Парение над грядой поэтому состоит из ряда небольших фигур, типа восьмерок в зоне подъема воздуха. В конце вы можете легко приземлиться наверху, если у вас достаточно высоты над гребнем. Чтобы сделать это, вы совершаете нормальный разворот на некотором удалении от выбранной точки посадки. На этот раз, однако, вы поворачиваете немного больше, так что вместо полета перед гребнем вы начинаете дрейфовать поперек него и вершины холма, целясь в точку за местом посадки.

Пока вы еще достаточно высоко, поворачивайте в сторону ветра, к обрыву. Теперь вы заходите на посадку, метя в то место, где взлетали, и садитесь. Если вы оказались слишком высоко ("перелет"), не делайте ничего решительного, чтобы сбавить высоту. Просто продолжайте полет, пройдите над гребнем, как будто вы только взлетели, попадите опять в восходящий поток, сделайте еще виток-другой, набирая побольше высоты, и попытайтесь снова. Если, наоборот, вы подозреваете, что начали пересекать гребень слишком низко, сразу же отворачивайте назад, наберите еще высоты и делайте следующую попытку. Иначе вы можете коснуться земли при боковом ветре или на развороте, или у вас не будет времени на последнюю стадию посадки.

И еще одно последнее замечание о посадке наверху: если это кажется хоть чуть-чуть рискованным по любой причине, не настаивайте. Отверните от гребня, глайдируйте вниз и приземляйтесь внизу, как во время учебных тренировок. Причин может быть несколько: ветер иссякает, а с ним и подъемная сила, и вы не мо-жете набрать достаточную высоту над гребнем для безопасной посадки наверху; ветер неровен и дует порывами, это не очень волнова-ло вас во время парения, но может сделать посадку сложной; вы подозреваете, что за вашим местом посадки есть турбулентные потоки (о них будет далее специальный раздел в этой книге); в воздухе перед гребнем полно парапланов, некоторые вытворяют глупые вещи (см. главу о правилах движения); вы можете оказаться усталым, замерзшим или у вас нет опыта или ваша подвеска ограничила циркуляцию крови в ногах. (Кстати, не оставляйте это последнее без серьезного внимания, потому что вам нужны подготовленные, хорошо функционирующие ноги при посадке; обязательно снижайтесь, садитесь, отдохните и перестегните ваши ножные ремни или летите с поддержкой для ног, или достаньте себе другую подвеску. Еще об этом мы скажем в главе об оборудовании).

Турбулентность

Теперь, когда мы уже начали парение, настало время изучить турбулентность, о которой упоминалось в зловещих тонах ранее. Вы помните, насколько сильно мы беспокоились о градиенте - потере скорости ветра около земли из-за трения, и какой риск это вызовет при заходе на посадку. К сожалению, это не единственная неприятная вещь, свойственная ветру у земли. Ветер может дуть плавно только над гладкими, скругленными препятствиями, такими, как гребни с мягкими склонами, округлыми вершинами и подножиями. Когда он сталкивается с деревом или домом, он не может обтекать их и распадается на крутящиеся вихревые потоки, называемые турбулентными, которые образуются перед препятствием и за ним. По этой причине вам не следует никогда приземляться вблизи дерева, здания или любого другого препятствия, если есть ветер. Турбулентный поток может перевернуть вас, усилить снижение еще более круто, чем простой градиент, или даже сложить ваш параплан.

Когда вы парите перед крутым гребнем, который может быть даже отвесной вертикальной стеной и острой кромкой (именно такие гребни обеспечивают наилучший и наиболее мощный восходящий поток), имеются две области, в которых почти наверняка найдется турбулентность и которых вам надо избегать, как чумы: угол около подножия между нижней частью земли и лицевой стороной обрыва, примерно до половины высоты обрыва, и наверху, неподалеку от кромки. Лучший и простой способ избежать этих мест - это всегда оставаться перед обрывом и над ним. Это, конечно, также и район наилучшей подъемной силы. Мы можем с полной безопасностью двигаться вдоль вершины гладкого скругленного гребня с тем, чтобы приземлиться наверху, но это становится рискованным, если кромка гребня крутая и острая. Попытайтесь определить, в меру своих возможностей, каковы потоки воздуха здесь. Один из путей - это использование очень длинной палки - отлично подойдет легкая телескопическая удочка длиной три метра и более, с матерчатой или бумажной лентой, привязанной к концу. Держа это устройство вверху и идя поперек того места, где вы намерены приземляться, вы можете наблюдать, что происходит с воздушными потоками, где воздух закручивается вниз, а где даже дует назад по направлению к обрыву.

Другой путь - использовать матерчатый воздушный змей, представляющий миниатюрную копию параплана, лучше управляемый двумя стропами. Вы можете запускать его по всей вершине гребня на разных высотах и видеть очень отчетливо, где турбулентности складывают его, бросая в сторону или вниз, гае ветер вдруг как бы останавливается, а где дует в обратном направлении. (Если ваш змей большой, стропы могут натереть или порезать руки: наденьте перчатки или используй-те специальную катушку). Бели у вас есть кто-то, кто сам не летает, особенно дети - они могут забавляться, пуская змея, пока вы находитесь в воздухе. Или, если ветер не подходит для полетов, большое удовольствие пускать его самому, но сначала оглядитесь вокруг и убедитесь в том, что никто из ваших знакомых (босс, партнер по бизнесу, клиент, теща) не наблюдают за вами: они могут не понять откуда взялось столь юное сердце в зрелом теле.

Если вам нужно приземлиться на вершине крутого обрыва с острой кромкой, не залетайте слишком далеко за край. Потеряйте немного высоты в воздухе перед обрывом, возможно, выходя наружу из потока, где подъем исчезает, пересеките линию обрыва и подкрадывайтесь к посадке всего в нескольких метрах за обрывом, разворачиваясь к ветру для собственно посадки (касания) почти в самый последний момент. Это посадка искусная и точная, и она не должна предприниматься необдуманно. Понаблюдайте за другими; попрактикуйте такую "точечную" посадку на гребне без турбулентностей, и, пока вы не убедитесь, что вы умеете ее делать, лучше улетайте от гребня и садитесь у подножия. Если гребень имеет второй склон сзади (гора), турбулентность может сыграть над вами еще более скверную шутку: вам может показаться, что ветер дует с направления прямо противоположного действительному: Если в этот "ложный" ветер вы взлетите в неправиль-ном направлении, считайте, что вы пропали. Взлет будет нормальным, и вы даже наберете какую-то высоту впервые несколько секунд: потом внезапно вы потеряете всю подъемную силу и нисходящим потоком вас бросит о землю. Вы ничего с этим не можете поделать, а если склон крутой и каменистый, это может быть смертельно. Всегда старайтесь убедиться, в каком направлении действительно дует ветер, прежде чем взлететь.

Турбулентность у подножия, крутого обрыва может быть столь же предательской. Если вы потеряли высоту во время парения над обрывом и опустились значительно ниже верхушки обрыва, НЕ ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ К ОБРЫВУ ДЛЯ НАБОРА ВЫСОТЫ. Вы можете попасть в турбулентный поток, и вас бросит вниз и на стенку обрыва. Уступите, отлетите в сторону и приземлитесь внизу. Найти место без турбулентных потоков у подножия обрыва может оказаться делом трудным или невозможным, если обрыв внизу превращается в узкую полоску пляжа, полностью перекрытую турбулентными вихрями. Посмотрите хорошенько на пляж внизу перед взлетом. Понаблю-дайте за другими, задавайте вопросы. Если вам пришлось парить над узким незнакомым пляжем (лучше бы этого не было) и нужно приземляться внизу, делайте заход на посадку, насколько это возможно, далеко от стены обрыва, даже выходя за пределы суши и оказываясь над водой, т. к. здесь она мелковата, н вы не утонете, если немного промахнетесь с посадкой. Затем поворачивайте потихоньку к суше и приземляйтесь на грани воды и суши. Замочить параплан водой все же лучше, чем попасть в турбулентность.

Приземление на более глубокой воде может стать фатальным по причинам, не связанным с аэронавтикой: каким бы хорошим пловцом вы ни были, трудно плыть полностью одетым, особенно закутанным в 25-ти квадратных метрах купола и в стропах, да против вас еще может действовать течение или прилив. Простая предусмотрительность обязывает при полетах в окрестностях водоема носить надувной спасательный жилет и нож ныряльщика, пристегнутый к ремню или к ноге, для разрезания ткани и перерезания строп. Вы можете полностью довериться своим друзьям, чтобы они посмеялись над вами и предложили также всю оснастку ныряльщика. Пусть смеются, смех - это здоровье, и он делает нашу обитель слез немного луч-ше переносимой.

[Назад][Далее][Оглавление]
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50